Бывают ситуации, когда кто-то из участников процесса не согласен с вынесенным заключением. Если несогласие обоснованное, то каждый гражданин (обязательно участник дела) имеет право подать апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба

По своему определению, из словаря, апелляция — это обращение в суд вышестоящего уровня, для повторного пересмотра иска в связи с возможным незаконным его окончанием. Непосредственный субъект дела, будь то истец, ответчик или другой гражданин, которого касается вынесенное решение, может подать апелляцию. Помимо этого подавать жалобу может прокурор.

План действий и нюансы

Первым делом гражданин, желающий подать апелляцию, пишет заявление о желании подать жалобу, тем самым информируя суд о том, что будет подаваться апелляция и требуется приостановить исполнение вынесенного решения. Если никто не подает такое заявление, суд дает «зеленый свет» судебным приставам на исполнение постановления. Далее заявитель обязан подготовить убедительные, законные аргументы против вынесенного приговора и представить их в апелляционной жалобе. Если после написания заявки не последовало предоставление доказательств, то первоначальную заявку могут отклонить, признать недействительной, и решение первого суда обретает законную силу.

Аппеляция или апелляция: как правильно, образец

Сроки подачи заявления на апелляцию и ее рассмотрение

Существует два вида дел: уголовные и гражданские. Как и причины этих разбирательств, так и время подачи апелляции у них разные. Что касается гражданских дел, то подавать апелляцию можно на следующий день после вынесения окончательного решения или в течение месяца со следующего дня после вынесения решения.

Обратите внимание! Если приговор вынесен 20 сентября, то с 21 сентября по 21 октября включительно можно обратится с заявкой, то есть месяц считается не как 30 дней, а как календарный месяц.

Что касается уголовных дел, то времени отведено гораздо меньше — 10 дней со дня вынесения решения. Кроме того, этот вид дел не предусматривает возможность подать апелляцию после истечения десятидневного срока, как в гражданских делах. Заявитель имеет полное право отказаться от своего заявления до момента вынесения нового решения. Но, даже если гражданин решил отказаться, а служащий, у которого было дело на рассмотрении, нашел ошибку, это без внимания не оставят. Подавать отказ нужно тоже в письменном виде.

Сроки подачи заявления

После того, как заявка была принята, у комиссии есть пять дней, в течение которых они должны сообщить, принимают ее или нет. Если апелляция составлена по правилам, то она подлежит передаче на рассмотрение. Если были допущены ошибки, то через пять дней гражданину приходит оповещение со сроком, данным на исправление ошибок и перечнем самих ошибок.
После того, как заявка официально принята и одобрена, ее передают на рассмотрение в Мировой суд или другую апелляционную инстанцию. Для рассмотрения и вынесения нового решения (или подтверждения старого) ГПК дает два или три месяца. Но отсчет этого срока начинается со следующего дня после истечения срока подачи апелляции. Иногда можно добиться сокращения этого срока, но такие случаи очень редки. Также не исключено увеличение срока рассмотрения, это случается при особо сложных делах, или когда в дело вовлечено большое количество граждан (срок продлевают максимум на полгода).

Что делать, если прошел срок подачи заявки

Для некоторых случаев закон предусмотрел продление срока подачи апелляции. Для того, чтобы получить продление, гражданину потребуется подать заявку на восстановление просроченного срока.

Важно! Заявка на продление срока подачи должна сопровождаться основной заявкой на апелляцию. При подаче только одного документа его не примут.

После принятия обеих заявок рассматривают сначала допуск на подачу апелляции после просрочки и только после положительного рассмотрения берутся за саму апелляцию. Для того, чтобы удовлетворили просьбу о восстановлении срока, нужно иметь доказательства и уважительные причины такого проступка. К ним относится:

  • Граждане, которым неверно или не в полной мере донесли и выдали информацию об их правах на подачу жалоб, сроки подачи и порядок подачи. Это расценивается, как халатное отношение служащих, и пострадавшие лица имеют право продлить сроки подачи. Такие ситуации случаются очень редко, но имеют место быть.
  • Россиянин не смог воспользоваться своим правом из-за обстоятельств, независящих от него. К таким относится срочная госпитализация и прикованность к постели, операции и тому подобное, арест, нахождение в другой стране, насильственное задержание другими людьми.
  • Гражданин не имел возможности находится в зале суда во время оглашения решения и не смог получить копию сразу на руки, а после, по почте решение пришло после срока подачи. Эти задержки могут произойти как по вине почтового отделения, так и по вине служащих, с опозданием выполнивших свою работы.

Конфликтный иск

Что делать, если решение апелляционного суда не устраивает

Случаются ситуации, когда и после вынесения второго решения участник не согласен, видит в нем нарушение закона или личных прав. В таком случае можно подать кассацию — это жалоба на решение апелляционного суда. Инстанция проверяет на правильность вынесенного решения относительно всем законам и последним выпущенным правкам. Минус только в том, что эта инстанция не имеет допуска к новым уликам, то есть дело рассматривается с материалом, переданным из апелляционного суда. По составлению похожа на апелляционную жалобу, только подается в Президиум областных судов или коллегии Верховного суда (если касается гражданского дела). Как быстро ее нужно подать, в законе не установлено. Но после принятия кассации у суда есть шесть месяцев для изучения гражданского дела и два месяца для рассмотрения арбитражного дела. Чтобы кассацию приняли, нужно заплатить госпошлину в размере от 150 рублей до 3 тысяч (зависит от вида дела и района подачи).

Дополнительная информация! В законе прописаны категории граждан, освобождающиеся от уплаты этой госпошлины.

Апелляционная жалоба

Помимо причины несоответствия решения закону, причинами подачи могут быть:

  • дело велось, и решение было вынесено судьей при отсутствии одного или нескольких участников (кроме дел, разрешающих данную процедуру);
  • надлежащим образом не было сообщено о дате и времени заседания (оповещение или совсем не пришло, или пришло поздно);
  • во время слушания язык, на котором должно было проходить дело, не соблюдался;
  • не писался и не предоставлен протокол заседания;
  • не соблюдались должным образом правила тайного совещания;
  • не хватает подписей всех участников дела.

Как правильно написать апелляцию

Незаконные действия во время рассмотрения дела

Как писать апелляцию, чтобы приняли? Для этого нужно придерживаться нескольких правил:

  • Изложить суть нужно четко и кратко, госслужащие — конкретные люди, и им требуются факты и конкретика, а не сочинения. Не допускаются орфографические и пунктуационные ошибки (сократив текст, вероятность оставить их будет меньше).
  • Каждое слово «против» нужно подкреплять фактами, ссылками на статьи и их краткое изложение, ссылками на доказательства.
  • Перед написанием документа или обращением к адвокату лучше тщательно изучит все нюансы, всю суть дела. Это для того, чтобы адвокат или служащий смог верно понять жалобу.

Правильно составленная апелляция, помимо вышесказанного, должна содержать:

  1. Вверху справа должна быть указана информация об административном органе, куда подается жалоба: название, номер, адрес.
  2. Там же пишется информация о заявителе: имя, фамилия, отчество, адрес прописки и контактный телефон (если заявление от фирмы, то адрес и название фирмы).
  3. По центру пишется информация о судебном деле, исходя из которого подается претензия: номер, дата окончания, ФИО ведущего судьи.
  4. Четко прописываются основания, на которых базируется претензия (не все улики рассмотрены, не все присутствовали и так далее).
  5. Далее личные требования гражданина. Они должны начинаться со слова «Прошу» и не могут быть написаны «с головы».

Статья 328 ГПК РФ прописывает, какие можно выдвинуть требования:

  • запросить отмену вынесенного решения и заключение нового решения с учетом рассмотрения новых фактов;
  • запросить частичное рассмотрение и пересмотр решения;
  • закрыть и аннулировать дело;
  • проявить желание частично остановить выполнение решения (нужно обязательно прописать, какую именно часть гражданин желает приостановить).

Пример апелляционной жалобы

Документы, необходимые в качестве приложения к апелляционной жалобе

Далее к готовому заявлению нужно приложить такие документы:

  • копию квитанции об выплате государственной пошлины;
  • копию судебного акта, который желает оспорить гражданин;
  • копию документов, на основании которых предъявлены требования истца;
  • любые документы, подтверждающие, что заявитель письменно уведомил участников процесса о своем желании подать апелляцию и передал им копию составленной заявки (это могут быть роспись в бланке получения заказного письма);
  • если гражданин подает заявку с помощью личного адвоката, то адвокат должен принести оригинал доверенности и копии своего паспорта.

Городская или федеральная судебная инстанция рассматривает дело только с наличием тех сведений и улик, предоставленных на первом судебном заседании. Если заявитель хочет предоставить новые, ранее неизвестные факты, то должно быть подтверждено то, что ранее они не были известны.

Размер госпошлины

Перед тем, как апеллировать, гражданин обязан оплатить госпошлину. Если обжалование подается по экономическим вопросам, то для всех она будет составлять 3 тысячи рублей. Для всех остальных дел госпошлина для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц 3 тысячи рублей.*

Дополнительная информация! В 2018 году есть возможность сэкономить на госпошлине. Оплачивая через портал госуслуг, выдается скидка в 30% на любой вид штрафов или госпошлин.

При определенных обстоятельствах можно подать прошение об отсрочке или частичной оплаты госпошлины. Такими обстоятельствами могут быть задержка зарплаты на работе, или апелляцию подает мать-одиночка с ребенком до 3 лет. В любом случае, с прошением нужно подать документ, подтверждающий затруднительное финансовое состояние.

Дополнение к обжалованию судебного решения

Пример дополнения

После того, как уже подана основная апелляция, могут прийти новые идеи. Значит ли это, что нужно будет отзывать старую и подавать новую? Нет. Для этого случая можно составить и подать дополнение. Государство выдвигает требования к дополнению такие же, как и к основному заявлению. Чаще всего опытные адвокаты подают апелляцию грамотно составленную, но краткую. А потом более развернуто подают дополнение. Это делается потому, что срок подачи основной апелляции всего от 10 до 31 дня, а дополнение можно подать максимум за 5 рабочих дней до начала заседания. И, так как рассмотрение дела длится от 2 до 6 месяцев, то у адвокатов есть дополнительный багаж времени, чтобы подготовить еще более качественное и подкованное прошение.

Важно! Если гражданин подает дополнение в последний возможный день, то лучше это делать лично. Если сроки не так «горят», то можно отправлять почтой.

Для того, чтобы служащие приняли новую заявку, нужно особенное внимание уделить части оснований для подачи, но в остальном структура написания такая же, как и в первом апелляционном заявлении. Обязательно: шапка, состоящая из реквизитов суда, реквизитов заявителя и дела, доводы и доказательства, просьба, подпись и дата от руки.

Самое основное в подаче апелляции — это собрать убедительные доводы и доказательства, обоснованность своей просьбы об изменении решения. Лучше отдавать предпочтения опытным адвокатам, но и самому разобраться вполне реально, нужно иметь только лишнее время.

*Суммы актуальны на 2018 год.