Административное правонарушение отличается от уголовно наказуемого деяния более низкой степенью общественной опасности, объективными характеристиками, группой общественных отношений, на которые оно покушается, относительно мягким наказанием за содеянное и упоминанием в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Какие нарушения считаются административными?

Административные нарушения — это неправомерные деяния, предусмотренные КоАП, за которые виновнику грозит лёгкое наказание. Чаще всего оно представлено штрафом, но могут предприниматься и другие меры:

  • предупреждение;
  • конфискация имущества или предметов совершения;
  • изъятие права на какую-либо деятельность;
  • исправительные работы;
  • арест до 15 суток;
  • лишение занимаемой должности.
КоАП

КоАП

КоАП включает в себя множество статей, которые предусматривают ответственность в различных сферах деятельности физических и юридических лиц. Это могут быть нарушения охраны труда, налогового или таможенного законодательства, правил торговли или дорожного движения, пожарной безопасности, антимонопольного и иных видов законодательства.

Основные аспекты вынесения постановления об административном правонарушении

По факту рассмотрения события, которое предварительно квалифицировано как нарушение административного законодательства, чиновник либо судья, рассмотревший конкретный случай, должен выдать правовой результат — принять процессуальное решение. Закон устанавливает два варианта исхода дела:

  • Постановление о назначении административного наказания — штрафа, административного ареста, ограничения в праве заниматься определённой деятельностью (например, временное лишение права управлять автомобилем).
  • Постановление о прекращении производства. Прекращение производства далеко не всегда означает отсутствие вины совершившего проступок: возможно, деяние обладает признаками преступления, неправильно квалифицировано и подлежит передаче органам дознания, полиции или прокурору (пункт 3 части 1.1 статьи 29.8 КоАП). Также согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.8 правонарушителю может быть вынесено устное замечание при малозначительности нарушения (отсутствия существенной угрозы обществу). Производство прекращается и в случае совершения административного проступка подростком младше 16 лет (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП). Ответственность по признакам административного проступка может не наступить и в случае совершения такового при крайней необходимости (пункт 3 части 1 статьи 24.5 КоАП). К примеру, водитель резко свернул в сторону, чтобы избежать ДТП или наезда на выбежавшего на дорогу ребёнка, и столкнулся с другим автомобилем.
Исправительные работы как вид административного наказания

Исправительные работы как вид административного наказания

Важно! Причиной прекращения производства может стать и завершение 2-месячного срока привлечения к ответственности в административном производстве согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП

Постановление об административном правонарушении — это итог рассмотрения дела, предписание, обязательное для исполнения самим нарушителем или судебными приставами, или утверждающее освобождение от наказания. Оно может стать причиной дальнейшего процессуального движения по делу в случае:

  • переквалификации в уголовно наказуемое деяние;
  • обжалования сторонами административного процесса;
  • передачи для рассмотрения в надлежащую инстанцию по подведомственности (часть 2 статьи 29.9 КоАП).

Структура постановления

У постановления об административном правонарушении есть чёткая структура. Единые требования к виду и содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП. Постановление об административном правонарушении представляет собой в первую очередь процессуальный документ. Оно не остаётся на словах, тщательно документируется.

Бланк постановления об административном правонарушении

Бланк постановления об административном правонарушении

Существуют нормы закона, которые устанавливают образец установленной формы бланка административного постановления, как, например, Приказ МВД РФ от 23.04.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения». В этом приказе в Приложении № 6 содержится конкретный формуляр постановления, которое выносится сотрудниками ГИБДД по факту нарушения Правил дорожного движения.

По требованиям закона итоговый бумажный документ любого постановления должен содержать следующую информацию:

  1. В «шапке» постановления указывается его номер и номер дела, по которому оно вынесено.
  2. Адрес, должность, имя, фамилия и отчество должностного лица или судьи, вынесшего постановление.
  3. Дата и место рассмотрения дела.
  4. Сведения о гражданине или юридическом лице, в отношении которого выносится постановление.
  5. Данные и обстоятельства совершённого административного проступка.
  6. Нарушенная норма права — статья Кодекса об административных правонарушениях или другого нормативного акта, которая явилась основанием привлечения к ответственности.
  7. Основания прекращения производства по делу.
  8. Обоснованное и разъяснённое решение.
  9. Разъяснение порядка и срока опротестования указанного документа.
  10. В постановлении в обязательном порядке указываются вид административного взыскания и дополнительные меры воздействия на правонарушителя. Так, если наказанием по результату рассмотрения дела будет денежный штраф, то должны быть указаны банковские реквизиты получателя штрафа и указана сама сумма денежного взыскания (часть 1.1 статьи 29.10 КоАП). При назначении наказания уполномоченным органом или судьёй может одновременно приниматься решение о компенсации нанесённого вреда. То есть в постановлении указывается расчёт объёма ущерба и указывается временные рамки и мероприятия для возмещения такого вреда. Так, если вредные выбросы с предприятия в реку привели к гибели рыбы, в постановлении указывается объём уничтоженных биологических ресурсов и порядок восстановления популяции рыбных пород (статья 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Также может быть указано имущество, которым совершено противозаконное деяние, устанавливается порядок его изъятия у нарушителя — конфискация сетей как орудия браконьерства (часть 2 статьи 8.37 КоАП).
  11. Постановление должно быть в обязательном порядке собственноручно подписано чиновником или судьёй, его вынесшим. В противном случае постановление будет отменено при оспаривании. Такие примеры существуют в судебной практике (Решение Верховного Суда РФ от 26.07.2006 № ГКПИ 06-699).

Обратите внимание! Часть 5.1. статьи 29.10 КоАП устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении также может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа, подписанного личной электронной подписью судьи. Этот вариант упрощает передачу постановления службе судебных приставов с целью его оперативного исполнения.

Постановление объявляется сразу после рассмотрения дела согласно части 1 статьи 29.11 КоАП.

Следует знать, что дела, влекущие наказание в виде административного ареста, выдворения за пределы России иностранца или лица без гражданства или назначения обязательных работ, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. То есть постановления по таким делам не может быть вынесено в отсутствие виновных лиц (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Судья выносит вердикт

Судья выносит вердикт

При исследовании такого процессуального документа, как постановление об административном правонарушении, можно сделать вывод, что оно имеет чёткую структуру, включающую в себя конкретные подразделы.

Вводная часть включает в себя должность, фамилию, инициалы судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, дату и место рассмотрения дела, данные о человеке, в отношении которого рассмотрено дело.

Описательная часть начинается со слова «установил», в ней кратко излагаются обстоятельства и способы совершения противоправного деяния.

Мотивировочная часть излагает фактические обстоятельства дела, установленные при его рассмотрении, данные, послужившие доказательством виновности или невиновности лица в совершении правонарушения, перечень относимых к делу и допустимых доказательств. Здесь же указываются обстоятельства дела, являющиеся основанием для его прекращения.

Резолютивная часть начинается со слова «постановил». Она констатирует признание лица виновным или невиновным в совершении административного правонарушения, указывает вид и размер назначенного наказания, решает вопрос об изъятых вещах и документах, а также вещах, на которые наложен арест.

Важно! На обжалование постановления у правонарушителя есть 10 дней, по истечении которых документ вступает в законную силу.

Таким образом, постановление — это результат рассмотрения административного протокола. Если нарушение было незначительное, то оно может быть вынесено «на месте», при грубых нарушениях постановление выносится судом, при этом оно может быть как против правонарушителя, так и в его пользу.