Утилизационный сбор — это выплата средств, которые будут потрачены государством на уничтожение и переработку автомобиля без вреда для окружающей среды. Он вносится один раз и не требует повторных выплат, если у машины меняется хозяин. Внесение налога обязательно. Факт погашения отображается в ПТС. Закон позволяет не вносить сбор в ряде случаев, исключения касаются автомобилей с особым статусом и сроками службы. Изначально постановление разрабатывалось правительством, чтобы компенсировать расходы по переработке машин, доставляемых из-за границы. Обязательства ложились только на организации, осуществляющие ввоз транспортных средств в Россию. Но с 2014 года налог стал актуален и для отечественных производителей.

Чаще всего плательщиком является изготовитель или импортер. Сбор уплачивается на таможне, когда автомобиль ввозится из-за рубежа, или в налоговом учреждении, если транспорт был собран на территории России.

Порядок и сроки оплаты

Если собственность приобретается на территории России, обычно вносить сбор не нужно. Налог оплачивает производитель или организация, которая поставляла транспорт из другой страны. Аналогичная ситуация при покупке подержанного авто. Сбор, как правило, уже оплачен предыдущим собственником.

Изготовитель обязан внести оплату в течение 45 дней после окончания отчетного периода, когда производился расчет налога.

Переработка

Для физических лиц ограничений по времени нет. Это объясняется невозможностью зарегистрировать документы на транспортное средство. До тех пор, пока налог не уплачен, машина не будет поставлена на учет даже при наличии технического паспорта.

Если в документах отсутствует отметка о внесении сбора, следует обратиться в налоговую службу по месту прописки покупателя.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Физическое лицо обязано совершить выплату, если производит покупку у владельца, который не вносил сбор. Также гражданин должен сделать это, если самостоятельно ввозит машину, собранную в другом государстве.

Налогом облагаются автомобили, произведенные в России, — плательщиком в этом случае выступает завод-изготовитель. Помимо них, обязанность ложится на организаторов импорта, которые массово доставляют машины, созданные за пределами Российской Федерации.

Обратите внимание! Ответственность за сбор необходимых документов полностью лежит на плательщике. Данные можно уточнить в федеральном налоговом органе по месту прописки продавца.

Где оплачивается

Контроль за поступлением суммы на счет осуществляется следующими государственными органами:

  • Таможня — для импортеров. Оплата вносится перед въездом в страну и проверяется в процессе прохождения таможенного контроля.
  • Федеральный налоговый орган — для автомобильных производителей, чьи заводы расположены в России. Там же вносят налог физические лица, в собственности которых находится машина с неоплаченным сбором.

Реквизиты для оформления счета и все необходимые бланки можно получить, обратившись в вышеуказанные государственные инстанции.

При ввозе автомобиля импортер обязан подтвердить сбор на таможне

Формула для расчета размеров сбора

Чтобы рассчитать сумму налога, нужно умножить базовую ставку категории автомобиля на коэффициент ТС. Первый показатель определяется разновидностью машины. Размеры ставки выглядят следующим образом (в рублях)*:

  • легковой автотранспорт — 20 тысяч;
  • грузовики — 150 тысяч;
  • автобусы — 300 тысяч.

Коэффициент транспортного средства определяется его массой, объемом двигателя и прочими техническими показателями. За машину, которая уже побывала в эксплуатации, обычно приходится платить больше. В некоторых случаях размер сбора превышает стоимость самого автомобиля. Подробно рассчитать сумму можно в интернете при помощи специальных калькуляторов. При необходимости следует обратиться в ближайшее налоговое учреждение — там содержатся наиболее полные сведения, которые помогут определить сумму к оплате.

Отметки в ПТС и их особенности

Автолюбители часто задаются вопросом: «Утилизационный сбор в ПТС — что это такое и что означает отметка?». Паспорт технического средства содержит информацию об оплате. Если хозяин не обязан вносить сбор, это должно быть отражено в ПТС. Данные по утилизационному сбору отображаются в поле «Особые отметки».

Отметка на таможне

Если машина поступает из другого государства, сотрудник таможни проставляет отметку после внесения оплаты. Запись сопровождается штампом с личным номером должностного лица.

Отметка в налоговой службе

Российские производители передают паспорта технических средств в федеральный налоговый орган. Вместе с ПТС должны быть поданы платежные документы, подтверждающие внесение сбора.

Отметку проставляют сотрудники налоговой службы после поступления платежа. Эта же схема работает и для физических лиц.

Отсутствие печати и записи о выплате может означать следующее:

  • техпаспорт выдан раньше 1 сентября 2012 года;
  • машина впервые пересекает границу после покупки в другой стране.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно

Для дипломатических автомобилей уплата сбора не предусмотрена

Существуют ситуации, когда можно не уплачивать налог. Сбор не взимается при следующих условиях:

  • Автомобиль выпущен более 30 лет назад. Машина должна использоваться не для коммерческих целей и иметь только оригинальные детали от завода-производителя.
  • Транспортное средство принадлежит дипломатической организации. Владельцами могут также выступать сотрудники данных учреждений или члены их семей.
  • Автомашина является частной собственностью россиянина, который пересекает границу с целью переселения в Россию на постоянной основе.

Важно! Если машина приобретается у владельца, который освобожден от налога, то новый хозяин обязан уплатить сбор в полном объеме.

Ответственность за неуплату

Законодательство не предусматривает каких-либо наказаний, которые применялись бы к неплательщикам утилизационного сбора. Однако, согласно установленным правилам, без соответствующей отметки в паспорте технического средства машина не может быть поставлена на учет.

Если установлен факт неуплаты со стороны организации, которая ввозит автомобили из другой страны, средства взыскиваются с нее через суд.


Контроль за внесением сбора осуществляется в федеральных налоговых учреждениях

Когда фиксируется переплата сбора — внесение суммы, превышающей необходимую, — излишки возвращают тому, кто осуществлял платеж. Также деньги могут быть зачтены в качестве следующей оплаты утилизационного сбора. Данная схема особенно актуальна для крупных изготовителей и импортеров, которые производят внесение средств регулярно. Учесть излишки платежа в счет уплаты других налогов невозможно.

С 1 апреля 2018 года ставки по выплатам повысились. Это значит, что и стоимость автомобиля стала больше. Так, легковая машина с объемом двигателя до 3 литров, оформленная на юридическое лицо, на таможне автоматически дорожает в среднем на 150 тысяч рублей.

Рост цен негативно сказывается на рынке — спрос на авто для коммерческого использования падает. Но крупные производители осознают экономические проблемы государства и подстраиваются под новые реалии. Сохраняется надежда на смягчение ситуации и снижение размеров налога на утилизацию.

*Данные по расчету актуальны на сентябрь 2018 года, возможны корректировки.