Содержание:
Роспотребнадзор охватывает широкий спектр проблем граждан во взаимоотношениях между собой или с различными организациями в части приобретения товаров и услуг. Так, ведомство обеспечивает исполнение ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также ведёт надзорную функцию за нарушением санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм на различных предприятиях, в общественных организациях и прочих учреждениях, нацеленных на работу с большим количеством граждан. В случае, если во время выполнения проверки выявляются нарушения нормативов, учреждение обладает полномочиями для применения санкций в отношении ответственных лиц предприятия.
Причина написания жалобы в Роспотребнадзор
Жалоба в Роспотребнадзор подаётся во многих случаях, когда имеет место нарушение прав потребителя различными коммерческими и государственными учреждениями в любой сфере хозяйственной деятельности, в частности:
- Торговые предприятия, магазины – в случае продажи испорченных продуктов питания, некачественных непродовольственных товаров, заведомо неисправных электроприборов, а также в случае предоставления потребителю ложной информации о качестве данного товара.
- В случае, если в отношении ранее приобретённого товара не выдерживаются заявленные гарантийные сроки на обмен и возврат в течение определённого периода времени.
- Если во время проведения гарантийного ремонта в сервисном центре производителя товара с клиента требуют оплату, отказываясь признать неисправность гарантийным случаем, несмотря на сведения, прописанные при заполнении соответствующего талона во время продажи товара.
- Кроме того, жалоба может быть составлена, если продукт обрабатывается в санитарных условиях, далёких от идеальных, или некорректно взвешивается, что влечёт за собой переплату за товар со стороны покупателя. Также при крупных предприятиях достаточно распространена жалоба на столовую, где питаются сотрудники.
- Если после заключения договора с легитимным хозяйствующим субъектом выясняется, что услуги, которые он предоставляет, не соответствуют надлежащему качеству и нормативным требованиям к ним.
- В случае, если у гражданина РФ имеется просрочка по кредиту, а отдел по взысканию претензий даёт о себе знать, нарушая правила корректного общения с клиентом.
- Также жалоба доступна, если перед заключением кредитного договора от клиента скрыли необходимость уплаты комиссий и прочих взысканий.
- В случае отказа в выплатах страховой премии со стороны специализированной компании при наступлении обстоятельств, указанных в договоре.
- Навязывание необязательных дополнительных услуг, требующих значительной переплаты клиента за товары и услуги, включение их в общую стоимость счёта.
- Если клиенту по договору была предоставлена неквалифицированная медицинская помощь, последствия которой повлекли за собой усугубление заболевания и состояния больного.
Каким законом регулируется подача жалоб в Роспотребнадзор
Деятельность ведомства регламентируется сразу четырьмя федеральными законами, изданными в разное время и позволяющими в полной мере обеспечивать должный надзор за различными сферами деятельности отношений между поставщиками услуг и потребителями, в частности:
- ФЗ № 294, согласно которому ведомство в полной мере обеспечивает правовую защиту юрлиц и индивидуальных предпринимателей, в том случае если в процессе договорных или иных отношений с третьими лицами выявляется нарушение их потребительских прав.
- ФЗ № 52, трактующий необходимость обеспечения должного контроля в сфере санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, при обслуживании потребителей в предприятиях общепита, продовольственных магазинах и иных местах.
- ФЗ № 79 – регламентирует внутренние отношения в организациях, имеющих отношение к государственной службе, в частности, требования по соблюдению Конституции России со стороны властных структур, а также нормы взаимоотношения с населением и коммерческими предприятиями.
- ФЗ № 2300-1 – самый известный среди граждан закон о защите прав потребителей, текст которого должен находиться в доступе для клиентов различных предприятий, так как именно на его основании устанавливаются отношения с гражданами.
Какими способами происходит подача жалобы
Для удобства граждан подача жалобного заявления может быть осуществлена несколькими путями, каждый из которых имеет одинаковую правовую силу и остаётся на выбор потребителя. Среди всех типов подачи жалобы в Роспотребнадзор выделяют три основных метода:
- Путём личной явки в местный департамент ведомства, расположенный в каждом населённом пункте или районном центре нашей страны, и передачи заполненной бумаги в канцелярию учреждения. Кроме того, в случае серьёзной ситуации или повторного обращения из-за бездействия различных служб граждане имеют возможность записаться на приём к уполномоченному в принятии решений служащему и объяснить возникшую проблему в устном порядке. Однако у гражданина могут потребовать письменное заявление в Роспотребнадзор сразу по окончании приёма.
Кроме того, личный приём к руководству территориального органа может потребоваться при обжаловании бездействия прочих сотрудников самого ведомства.
- Посредством отправки письма с обратным уведомлением в тот же районный департамент ведомства с ожиданием последующих его действий. Данный способ по скорости реакции будет немного более медленным, так как «Почте России» потребуется определённое время для исполнения своих функций.
- Для всех пользователей ПК и сети интернет отправка жалобы возможна онлайн через контент официального сайта Роспотребнадзора по ссылке. В данном случае реакция также будет не самой быстрой как при личном приёме, так как ведомству необходимо будет распределить документы в местные отделы.
- При звонке по горячей линии ведомства по номеру телефона 8(800)100-00-04, однако такой способ малоэффективен, так как, скорее всего, оператор настоит на письменном обращении через сайт.
Как написать заявление в Роспотребнадзор – образец
Для того чтобы подать жалобу, граждане должны соблюдать регламент ведомства, а сам текст документа следует оформлять в строгом соответствии с утвержденной формой. После чего подается жалоба в Роспотребнадзор по защите прав потребителей, образец которой можно скачать по ссылке . На этом же сайте доступен бланк жалобы в редактируемом формате, и после его сохранения в память ПК или распечатки заявитель обязан указать следующие сведения:
- В шапке заявления указывается наименование и шифр районного департамента ведомства, а также адрес его расположения.
- Далее само жалующееся лицо оставляет на шаблоне свои паспортные данные и контакты, по которым с ним можно будет связаться или отправить письмо.
- Ставится заголовок – слово «Жалоба», после чего заявитель описывает ситуацию в подробностях, имеющих отношение к нарушению его законных прав во время официальных отношений с производителем услуг или продавцом. Все сведения должны быть преподнесены грамотным сухим языком, без фразеологических оборотов и эпитетов.
- Подробно фиксируются все известные данные обидчиков, и также место их фактического нахождения.
- Для того, чтобы у Роспотребнадзора появилось основание для инициирования надзора за компанией, жалующееся лицо должно дать ссылки на статьи законов, в соответствии с которыми будут проводиться контрольные мероприятия.
- При наличии доказательств правоты заявителя в теле жалобы перечисляются имеющиеся у него бумаги.
- Ставится ЧЧ.ММ.ГГГГ оформления документа, после чего всё, написанное выше, подтверждается личной подписью жалующегося лица.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы
После подачи жалобы перед сотрудниками ведомства стоит ряд серьёзных задач, каждая из которых требует поэтапного решения для полноценного реагирования на представленный документ, в частности, это:
- Анализ документа на предмет его корректного составления.
- Рассмотрение заявление по сути вопроса, проверка наличия ложных сведений.
- Уведомление о проверке компании, оказавшей услугу ненадлежащего качества.
- Выездная или камеральная проверка соответствующей организации, принятие мер и санкций в отношении неё в соответствии с полномочиями учреждения и при наличии нарушений.
- Уведомление заявителя о ходе рассмотрения и принятия решений в отношении его жалобы.
Особенности рассмотрения анонимных и коллективных жалоб
При составлении жалобы, как правило, заявитель должен указывать свои контактные данные и сведения о себе, однако в случае, если жалоба подаётся от лица большого коллектива, в ней необязательно указывать каждого конкретного участника, и большинство лиц могут остаться анонимными. Так, особенности оформления коллективного заявления приведены в списке:
- Среди группы лиц, собирающихся подать жалобу, выделяется инициативная группа, состоящая из нескольких граждан, способных управлять мнением остальных членов коллектива, от имени которых и оформляется документ.
- Далее составляется тело заявления в точном соответствии с образцом и формой, приведёнными выше.
- После указания всех претензий Роспотребнадзору и ссылок на нарушение соответствующих статей федеральных законов составляется большой нумерованный список, в котором каждый из участников коллективного обращения в ведомство записывает свои Ф. И. О. и ставит личную подпись.
Таким образом, самым эффективным методом инициирования надзорных действий будет подача множества индивидуальных претензий и жалоб, которые будут писать все члены коллектива по отдельности.
В заключение следует сказать, что жалобные письма в значительной степени способствуют оздоровлению экономики нашей страны, особенно, если низкое качество услуг касается монополистов, например, компании РЖД. Так, если у организации отсутствуют конкуренты, и потребитель, несмотря на качество услуг или уровень комфорта при их использовании, всегда должен обращаться именно в неё, помочь сможет только внешний контролирующий орган – Роспотребнадзор.
Как правило, в руках госорганизации находятся достаточно мощные рычаги воздействия на нарушителей – сотрудники ведомства могут наложить крупные штрафы, вплоть до миллионов рублей, обязать исправить нарушения в скорейшем порядке, отозвать лицензию компании или приостановить её деятельность на любой срок, вплоть до полной ликвидации. Конечно, подобные жёсткие меры в полной степени провоцируют улучшение качества продукции, услуг и сервисных работ при работе компаний с населением.