Содержание:
- Из-за каких причин тонирование признали опасным
- Максимальный процент затемненности — стандарты тонировки в 2018 году
- Какой штраф сегодня предусмотрен за тонировку?
- Кто может оштрафовать и как происходит процедура измерения светопроницаемости
- Как приходит штраф, как оплатить его и в какой срок это нужно сделать
- Штрафы ГИБДД за тонировку: что было раньше и что планируется
В погоне за тюнингом, современными изменениями автомоды и желанием отличиться многие автолюбители прибегают к услугам автосалонов и тонируют стекла автомобиля пленкой или иными способами. Это во многих случаях приводит к тому, что автоинспекторы выписывают штраф за тонировку 2018 года. Правила всегда были не на стороне желающих скрыться за пленкой, но теперь они еще сильнее ужесточились — новые санкции постепенно отбивают желание модников тюнинговать машины таким способом.
Из-за каких причин тонирование признали опасным
ПДД составлялись в первую очередь из соображений безопасности. Учитывается не только личная сохранность водителя, но и та угроза, которую он может представлять для окружающих — пешеходов и других автовладельцев, которые являются участниками дорожного движения.
Почему тонировать передние и боковые стекла опасно, в то время как на заднее можно даже вешать жалюзи или шторку? Этот вопрос задавали многие автолюбители. Ответ здесь очевиден: в процессе вождения водитель наблюдает за ситуацией на дороге через лобовое стекло. По сторонам он смотрит, соответственно, через боковые окна. Чтобы посмотреть назад, он не поворачивает голову, а использует зеркала, при этом ему достаточно только боковых зеркал, а центральное создано, скорее, для удобства.
Таким образом, если светопропускная способность стекол будет нарушена, водитель окажется в ситуации, когда он не будет видеть достаточно ни в одном из направлений.
Многие утверждают, что пленка или иное тонировочное покрытие защищает автовладельцев от солнечных бликов, чем оберегает от происшествий и аварий. Это было бы правомерно, если бы конструкция была съемной и автоматически убиралась в ночное время суток или при условиях плохой видимости — во время дождя, тумана, снегопада. Но так как пленка остается на поверхности даже в такие случаи, то опасность намного выше, чем потенциальная польза. А для борьбы с солнечными бликами инспекторы советуют использовать солнцезащитные очки.
Максимальный процент затемненности — стандарты тонировки в 2018 году
Сказать, что тонирование не приносит никакой пользы, не может ни один сотрудник дорожно-патрульной службы. Поэтому есть государственные стандарты, по которым можно делать оконный тюнинг.
Итак, тонировка — это специальное покрытие оконных стекол (лобового, заднего и боковых) для автомобиля, цель которой — минимизировать проникновение солнечных лучей, а также скрыться от посторонних глаз. Еще один плюс — летом салон меньше нагревается. Пластиковые элементы внутренней обшивки значительно страдают в теплое время года.
Основным значением для закона является светопропускаемость. Если она выше определенного значения, водитель может получить штраф за тонировку. Официально оштрафовать можно за несоблюдение ГОСТ 32565-2013. Согласно документу все затемненные стекла можно разделить на две категории:
- к первой относятся стекла, которые обеспечивают видимость для водителя спереди;
- ко второй — аналогичный показатель сзади.
Нормы светопропускания для первой категории:
- Лобовые стекла — не менее 75%.
- Боковые окна передних дверей — не менее 70%.
- Верхние 14 сантиметров лобового стекла могут иметь любую степень тонировки, но ширина этой полоски не должна превышать указанного значения.
- Заднее и боковые пассажирские стекла могут быть полностью покрыты тонированным покрытием любой плотности, но только при условии, что машина оборудована двумя зеркалами с обеих сторон авто.
В эту же категорию попадает правило, которое разрешает пользоваться шторками для автобусов (на всех окнах пассажиров, кроме, соответственно, двух передних), а также для легкового транспорта в тех случаях, когда разрешена тонировка, т. е. сзади.
Оптимальным покрытием является новое предложение авторынка — «хамелеон». По своим характеристикам данная тонировка лучше всего подходит под правила 2018 года, так как классический показатель светопроницаемости — 80 процентов. Но даже такое легкое затемнение спасет от бликов и перегрева салона изнутри.
В ГОСТе ничего не сказано по поводу способа нанесения покрытия, а это значит, что правилами дорожного движения не регламентируется, что можно наносить — пленку или напыление. С пленкой связано много ситуаций, когда сотрудники дорожно-патрульной службы просили прямо на обочине дороги сдирать неуставное тонирование, чтобы не применять штрафные санкции, а ограничиться предупреждением. С напылением так сделать не получится.
Какой штраф сегодня предусмотрен за тонировку?
В настоящий момент сумма штрафа фиксированная — 500 рублей независимо от того, сколько раз попадался водитель с незаконной тонировкой. Это наказание часто не вразумляет злостных нарушителей, однако если ежедневно или еженедельно получать такое взыскание, то это значительно ударит по карману. Оплатить квитанцию можно в первые две недели, тогда сумма еще уменьшится вдвое. Размер штрафа актуален как для Москвы и области, так и для других субъектов Российской Федерации.
Основополагающим документом, на который ссылаются инспекторы ГИБДД, является Технический регламент, который вступил в силу в январе 2015 года. Согласно его уставу при комплектовке ТС требуется руководствоваться правилами безопасности. Это касается и условий видимости. Поэтому Технический регламент опирается на ГОСТ. До 15 года учитывался ГОСТ 5727-88, а на настоящий момент за основу берется ГОСТ 32565-2013.
Штрафные санкции для любых правонарушений административного характера описываются в статье 12.5 КоАП РФ, часть 3.1. В ней нет упоминания о стандартах светопроницаемости и о тонировке в принципе, но есть ссылка на Технический регламент. Получается, что от правонарушения до наказания следует цепочка из трех нормативных документов:
- ГОСТ;
- Технический регламент;
- статья КоАП РФ.
Такие бумажные трудности и приводят к путаницам. Многие автовладельцы не знают своих прав, поэтому идут на поводу у сотрудников ГИБДД, которые прямо на месте требуют снять (буквально содрать руками) тонировочную пленку.
Но стоит отметить, что неподчинение сотруднику ГИБДД в его намерении измерить тонировку на проницаемость — это отказ содействовать полиции. Каждый водитель обязан по первому требованию инспектора ГАИ пройти процедуру проверки светопроницаемости покрытия стекол. Отказ или неповиновение, препятствие процедуре может расцениваться как административное правонарушение, за которое установлено наказание — арест на 15 суток.
Кто может оштрафовать и как происходит процедура измерения светопроницаемости
Штрафовать может сотрудник дорожно-патрульной службы. Он останавливает автовладельцев, которые, по его мнению, нарушают правила. Затем он обязан провести процедуру замера плотности с помощью специального прибора — тауметра. Работу инспектора также контролирует ГОСТ. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо знать свои права, а именно:
- Проверка может осуществляться прибором «Блик», «Свет», «Блик плюс», «Тоник» с погрешностью не более 2%.
- Температура воздуха — от 15 до 25 градусов выше нуля. Из этого получается, что зимой сделать достоверные измерения просто невозможно.
- Влажность воздуха — от 40 до 80 процентов.
- Атмосферное давление — от 86 до 106 кПа.
- На измерительном приборе должна стоять дата с пломбой — проверки на исправность проходят ежегодно.
- На устройстве должны быть опознавательные знаки.
Уполномочены измерять тонировку сотрудники ГИБДД и Технадзора. Процедура не может проводиться на месте остановки, а только на постах и станциях ГАИ. Если автолюбителю выписывают штраф за тонировку на месте остановки, то его можно обжаловать по причине несоблюдения процедуры.
Что делать, если остановка произошла не на посту или станции, а на участке дороги? Если владелец авто не соглашается ехать за инспектором, сотрудник полиции не может его принудить. По закону, задержание можно производить только по факту правонарушения. А даже полностью черные стекла не считаются нарушением, пока это документально не засвидетельствовано.
Другой вопрос, что ближайшие посты будут сразу предупреждены о скором появлении нарушителя, поэтому логично сразу же снять пленку или сменить маршрут.
Этапы процедуры замера:
- Измерение температуры, давления и влажности. Если у инспектора нет соответствующих приборов, то его заключение не является аргументом для подачи дела в суд.
- Очищение стекла. Оно должно быть чистым и сухим.
- Сотрудник ГИБДД предоставляет водителю сертификат о проверке тауметра, а также свидетельство, что инспектор умеет проводить замер.
Как приходит штраф, как оплатить его и в какой срок это нужно сделать
Если процедура проведена по всем правилам и нарушение доказано, то взыскание необходимо оплатить в течение 30 суток. Также можно это сделать за 20 дней, тогда сумма взыскания уменьшается в два раза.
Штраф будет выписан на посту ГИБДД сразу после измерения светопроницаемости. Если инспектор хочет предъявить взыскание непосредственно на месте остановки, то это совершенно неправильно.
Если водитель не соглашается проходить процедуру проверки на светопроницаемость, то его могут вызвать на судебное заседание, чтобы определить тяжесть проступка. Тогда повестка придет ему по почте, а решение суда будет объявлено непосредственно после заседания.
Если наказание необходимо оспорить, то можно сделать это через суд. Большинство случаев является выигрышными, если удается доказать, что инспектор не сделал все по правилам.
Оплатить штраф можно несколькими способами:
- в отделении Сбербанка;
- через официальные сайты Госуслуг или ГИБДД;
- посредством электронных платежных систем (Webmoney, Яндекс.Деньги);
- через платежные терминалы.
Штрафы ГИБДД за тонировку: что было раньше и что планируется
Активная борьба с тонированными стеклами развернулась в начале 2000-х годов. В нулевых это были буквально грошовые суммы — 100 рублей. Из-за такой формальности наказания его часто не накладывали, а предпочитали отпускать правонарушителей или делать «последнее предупреждение». Но это привело только к тому, что участились случаи угрозы дорожно-транспортных происшествий из-за ограниченной видимости.
В 2010 году было принято решение в 5 раз увеличить сумму. Сумма в 500 рублей до сих пор актуальна. Дополнительных санкций нет — лишить ВУ или увеличить штраф инспектор не может. Однако в 2018 году планируется новый закон, предусматривающий штраф за тонировку в размере 1500 рублей за первое нарушение и 5000 — за повторное. Если законопроект примут, то злостных нарушителей будут не только штрафовать, но и лишать ВУ на срок до 6 месяцев.
Чтобы избежать штрафа за тонировку, нужно использовать только покрытия с допустимой светопроницаемостью, а также всегда помнить права автолюбителя.