Содержание:
ЖК службы несут ответственность за обслуживание многоквартирных жилых зданий. Эта обязанность прописана в заключенном между организациями и жильцами соглашении. Если к услугам ЖК служб возникают претензии, на недобросовестную работу можно пожаловаться в контролирующую инстанцию.
Многие жильцы порой не знают, куда обратиться с жалобой на ЖКХ. На несвоевременную и некачественную работу коммунальщиков можно пожаловаться в управляющую организацию, государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или непосредственно в суд.
Какие нормы существуют
Согласно российским нормам закона собственники квартир заключают соглашение на получение коммунальных услуг с управляющей компанией (УК) или товариществом собственников жилья (ТСЖ). Ответственность за некачественную или несвоевременно выполненную работу несут эти коммунальные службы. Если жильцы заключили договор напрямую с компаниями, поставляющими ресурсы, то обязательства по водоснабжению, электроснабжению, подаче газа лежат на этих хозяйствах.
Документы, регулирующие работу ЖК служб:
- Гражданский кодекс;
- Жилищный кодекс;
- ФЗ об энергосбережении, водоснабжении, теплоснабжении, газоснабжении;
- Закон о защите прав потребителей (№ 2300-1 от 07.02.1992);
- Правила предоставления коммунальных услуг (№1099 от 26.09.1994);
- Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (№ 392 от 30.07.2004);
- Основы ценообразования в сфере ЖКХ (Постановление № 89 от 17.02.2004).
Потребители обязаны ежемесячно оплачивать ЖК услуги, исполнители — своевременно и в полном объёме исполнять свои обязательства. Если условия договора не соблюдаются нужно знать, куда жаловаться на ЖКХ и где искать управу.
О домах и подъездах
Если условия договора по обслуживанию многоквартирного здания не соблюдаются, не нужно бездействовать. Жильцам следует написать жалобу на работников Рос ЖКХ в вышестоящую инстанцию. Таким образом можно отстоять свои права и получить качественную услугу.
Основные причины жалоб на работу ЖКХ:
- засорённый мусоропровод;
- разбита лампочка в подъезде;
- грязный лифт;
- надписи на стенах и фасаде;
- не убран подъезд или территория возле дома;
- не вывезен вовремя мусор;
- протекает крыша;
- повреждены ступеньки и стены подъезда;
- сломан почтовый ящик;
- разбито окно в подъезде;
- не греют батареи в квартире;
- слабый напор воды;
- перепады электрического напряжения;
- проблемы с канализацией;
- нет горячей воды.
Куда можно жаловаться
Прежде чем обращаться в контролирующие органы жильцам рекомендуется пожаловаться в дирекцию компании или организации, которая совершает согласно договору управление и обслуживание многоквартирного здания. Можно написать жалобу на управляющую жилищную компанию от себя лично или подать коллективную претензию от всех жителей. Заявление подаётся директору УК. Можно отправить жалобу по почте или по интернету. Единого образца заявления не существует. В тексте жалобы должны содержаться основные пункты, отображающие суть претензии.
Содержание жалобы:
- название организации и инициалы директора;
- адрес дома и список всех подавших жалобу жителей;
- описание нарушения и прилагаемые в качестве доказательства материалы (фото- и видео-файлы);
- ссылка на нарушенный пункт соглашения и нормативного акта;
- перечень требований жильцов и термин исправления нарушений;
- дата и подписи всех заявителей.
Государственная жилищная инспекция
Многим гражданам интересно, куда пожаловаться на управляющую компанию. Если обращение в УК не дало видного результата, необходимо подать жалобу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). В эту инстанцию можно пожаловаться на работу ЖК служб, дирекцию единого заказчика (ДЕЗ) и товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Какие полномочия имеет ГЖИ:
- контролирует работу организаций по обслуживанию многоквартирных домов;
- осуществляет надзор за законностью деятельности УК;
- контролирует работу ТСЖ;
- совершает надзор за соблюдением правовых норм при заключении договора на предоставление коммунальных услуг и начислении коммунальной платы.
После обращения граждан работники инспекции предпринимают такие действия:
- выезжают по указанному адресу и проверяют все обстоятельства дела;
- на основании результатов проверки составляют протокол, в который заносятся выявленные нарушения;
- выписывают предписание ответственной организации об устранении нарушений;
- лица, допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности;
- при необходимости расторжения договора с организацией подают иск в суд.
Граждане могут в РосЖКХ РФ подать жалобу. Это негосударственный сайт, его адрес — roszkh.ru, который специально был создан для борьбы с нарушениями и коррупцией в жилищно-коммунальной сфере. С помощью интернета в РосЖКХ написать свою жалобу можно не выходя из дому. Затем это заявление перенаправляется чиновникам, которые обеспечивают и контролируют работу ЖКХ. На сайте можно найти контактные данные всех государственных органов, контролирующих работу жилищно-коммунальных служб.
Роспотребнадзор
Если на обращение граждан в ГЖИ никак не отреагировали, необходимо писать заявление в Роспотребнадзор. Эта организация уполномочена контролировать работу жилищно-коммунальных служб и рассматривать жалобы жильцов в случае невыполнения ЖКХ условий договора. В круг обязанностей ведомства входит надзор за законностью начисления коммунальной платы, качеством предоставляемых услуг. Ведомство осуществляет контроль над соблюдением прав потребителей.
Для того чтобы Роспотребнадзор содействовал устранению нарушений, нужно написать в эту организацию заявление установленного образца. Обратиться в инстанцию можно с помощью интернета, по почте или лично посетив организацию.
Прокуратура
В случае нарушения норм закона в работе ЖК служб необходимо обратиться в прокуратуру. Госорганы рассматривают жалобы на некачественную работу коммунальщиков, завышенные тарифы, систематическое неисполнение работниками ЖК служб своих обязанностей.
Обратиться в прокуратуру можно по почте, интернету или лично. Граждане должны заполнить бланк заявления и подать его прокурору. На основании жалобы проводится поверка деятельности ЖК служб. Поданное заявление рассматривается органами прокуратуры на протяжении одного месяца.
Суд
В случае нарушения норм закона в ЖК сфере и бездействия контролирующих служб жители многоквартирных зданий имеют право обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию. Иск в суд можно подать, если граждане несколько раз обращались в вышестоящую жилищную инспекцию, а нарушения в работе ЖКХ так и не были исправлены. Вопросы, которые затрагивает судебная практика в ЖКХ: неправомерно начисленные платежи, не предоставление льгот отдельным категориям граждан, систематическое нарушение прав жильцов жилищно-коммунальными службами.
Жильцы могут подать заявление в судебные органы, если действиями работников коммунальных служб им был причинён существенный вред, возмещение которого возможно только по решению судьи. Граждане могут обратиться в суд, если жилищно-коммунальные службы приняли на основании их обращения неудовлетворительное решение, ущемляющее их законные права, или систематически не исполняют свои обязанности согласно подписанному договору.
Куда не стоит обращаться и почему
Если жильцы неоднократно жаловались в управляющую организацию или контролирующую жилищную инспекцию, а меры по исправлению нарушений так и не были приняты, необходимо обратиться в органы прокуратуры. Дважды в одну и ту же жилищную инстанцию обращаться не стоит, так как компания, скорее всего, не заинтересована в исправлении ситуации и в качественном исполнении своих обязанностей.
После обращения к прокурору инициируется прокурорская проверка. В случае выявления различных нарушений органы прокуратуры возбуждают дело об административном правонарушении. Вся информация по найденным в ходе проверки нарушениям отправляется в суд. Судебные органы имеют право разорвать договор с поставщиком услуг или лишить его лицензии. Если жильцы не оплачивают коммунальные услуги, ЖКХ имеют право подать встречный иск.
Жители многоквартирных зданий, заключившие соглашение с обслуживающими территорию организациями и поставщиками ресурсов и коммунальных услуг, имеют не только обязанности по уплате, но и права. Прежде чем обратиться с жалобой в вышестоящую контролирующую инстанцию, необходимо узнать, кому можно пожаловаться на ненадлежащую работу ЖКХ. Адрес инспекции можно узнать в местном ЖЭКе, в городской администрации или в интернете, например, на сайте РосЖКХ.