В разряд административных попадают правонарушения, отражающие небольшую степень тяжести и несущие незначительную долю общественной опасности. Такие проступки не входят в понятие «преступление» и редко достигают судебных разбирательств. Согласно статье второй КоАП РФ к административным правонарушениям относится как сам совершённый проступок, так и бездействие в определённой ситуации, влекущее опасные последствия для общества. На этой основе принято определяться с главными признаками означенного нарушения, указывающими на наличие виновности, противоправности, наказуемости.

Доказанным фактом правонарушения является установление субъективных моментов, когда подозреваемый имел возможность не допустить нарушение и действовать согласно закону, но либо не пожелал этого сделать, либо сделал это не в полной мере.

Административные правонарушения

Какие проступки подпадают под значение административных?

Понести ответственность за административное правонарушение может и физическое, и юридическое лицо (фирма, компания, предприятие).

В качестве примеров, связанных непосредственно с нарушениями, произведёнными физическими лицами, можно привести следующие проступки:

  • Нарушение водителем дорожных правил (ПДД). Таковым, например, может считаться высокая скорость. Если при этом удалось избежать аварии и иных моментов с негативными последствиями, служба ГИБДД фиксирует в протоколе факт административного проступка со стороны водителя.
  • Самовольный захват частной земли. Когда владелец соседствующей территории, не имея подтверждающих документов, где значится купля-продажа, решает присвоить заброшенный земельный участок (сад или огород), который в итоге оказывается чужой собственностью.
  • Совершение мелкого хищения. Здесь проявление более серьезного нарушения прав. Чаще это трактуется как административное правонарушение и подлежит соответствующему наказанию с учётом обстоятельств.

Административные правонарушения чаще нельзя включить в область уголовного преступления. Обществу при этом наносится незначительный вред. Но проявлять беспечность, чувствовать себя мало обязанным в отношении ответственности за содеянное не стоит. Действия, имеющие юридический контекст, трактованные первоначально как нарушение административного характера, могут по совокупности всех предоставленных доказательств перерасти в дела с установленным высоким уровнем причинённого ущерба и определяться уже как преступление.

Вождение в нетрезвом виде в определенных ситуациях может рассматриваться как уголовное преступление

Источники информации по определению мест рассмотрения дел по совершению проступков административного характера

В отношении мест, где рассматриваются дела, принадлежащие к группе административных нарушений, существуют отдельные положения, обозначенные в пунктах статьи 29.5 КоАП РФ.

В первом пункте сказано, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующими органами по месту совершения инцидента, то есть там, где оно было содеяно. При подаче же от виновной стороны соответствующего ходатайства процесс по рассмотрению дела может проходить в районе места жительства обвиняемого.

При подаче ходатайства от обвиняемого лица с просьбой направить и рассмотреть дело непосредственно по его месту жительства, данный факт заносится в протокол, официально зафиксировавший административное правонарушение и направляемый далее на подведомственное рассмотрение.

Подпункт 1.1 вышеуказанной статьи оговаривает соглашения, предусматривающие соблюдение установленных правил международного договора, согласно которому административные правонарушения, совершённые людьми, места нахождения которых располагаются на территориях других государств, рассматриваются по месту их совершения.

Обратите внимание! Отступлением можно считать подпункт 1.3, где решение вопроса по проведению процессуальных действий оговаривается в рамках статьи 19.28 кодекса РФ по административным правонарушениям, которая даёт право рассматривать подобные проступки, совершённые за пределами РФ, непосредственно там, где расположен судебный орган, возбудивший дело.

Согласно второму пункту статьи 29.5 место рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает проведение процессуальных действий в районе расположения органа, проводившего расследование.

Место рассмотрения административного правонарушения регулируется ст. 29.5 КоАП РФ

В отношении несовершеннолетних, связанных с подобными моментами, рассмотрение административного дела не может проводиться по месту совершения правонарушения. Процедура разбирательства проводится по месту жительства обвиняемого лица. Такое правило озвучено в третьем пункте одноимённой статьи КоАП.

Если результатом судебного процесса может стать лишение права управлять транспортным средством, то дело может рассматриваться по месту регистрации ТС.

Значение основных и предварительных процессуальных действий со стороны главного судебного органа

Принятие иска и вынесение дела в производство по постановлению мирового судьи — ключевые стадии процесса.

Важно! Перед тем как вынести дело на рассмотрение в суде, придав ему статус официального, мировой судья обращает внимание на тот факт, входит ли оно в его компетенцию и есть ли основания, чтобы взять самоотвод. Такие действия со стороны означенного представителя судебного органа обоснованы статьёй 29.1 КоАП РФ.

Предварительным этапом является осуществление подготовки. Под данным понятием фиксируется необходимость провести различные действия, в значительной степени влияющие на дальнейшее развитие событий. К таковым можно причислить нижеследующие моменты:

  • В ходе изучения дела к вниманию принимаются обстоятельства, которые могут обоснованно исключить производство по делу, то есть учитываются формальные поводы, ведущие к отмене разбирательства дела в суде.
  • Ведётся проверка собранных материалов по соответствующему делу, определяется их значимость и достаточность для судебного разбирательства.

Важно! На этапе рассмотрения материалов доказательной базы судья не имеет права давать личную оценку доказательствам, предпринимать со своей стороны действия по решению вопроса о виновности. Полномочия судьи ограничены проверкой наличия собранной информации в материалах по делу, которое в дальнейшем может стать объектом разбирательства на судебном заседании.

Отработка действий по подготовке документации

В отношении документальной подготовки отрабатываются необходимые процедуры по проверке соответствия правилам составления официальных бумаг. Проверяется правильность заполнения протокола об административном правонарушении и порядок оформления других процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ. Важно, чтобы все материалы по делу в целом соответствовали установленным правилам оформления. Запрещено вносить какие-либо изменения, править данные.

В итоге вся собранная документальная база собирается в месте проведения судебного разбирательства, после чего начинается рассмотрение дела.