Содержание:
- Что такое досудебный порядок урегулирования спора в гражданском процессе
- Случаи обязательного и необязательного досудебного урегулирования спора
- Медиация — процедура альтернативного урегулирования споров в гражданском процессе
- Сроки досудебного порядка решения разногласий
- Правила составления и подачи претензии
- Соглашение о досудебное урегулирование спора в гражданском процессе
- Последствия несоблюдения досудебного регулирования
Часто бывает так, что контрагенты не исполняют свои обязательства перед поставщиками материалов, подрядчиками, а потребители сталкиваются с несоответствием товаров и услуг их заявленным характеристиками. В любой из подобных ситуаций можно попробовать досудебное урегулирование споров.
Что такое досудебный порядок урегулирования спора в гражданском процессе
Механизм решения разного рода споров до обращения в суд предполагает составление претензии к контрагенту с целью урегулирования возникших разногласий при соблюдении двух условий:
- наличие в договоре, заключенном между сторонами, пункта, в котором предусмотрен обязательный порядок разрешения конфликтных ситуаций во внесудебном порядке;
- возможность решения спора подобным образом с точки зрения законодательных норм.
Примером применения ст. 797 Гражданского кодекса можно назвать порядок решения спора с перевозчиками грузов в досудебном процессе.
При решении споров во внесудебном порядке оформляется специальный документ — претензия в письменном виде согласно положениям ГПК, ГК, АПК, КоАП и КАС.
Случаи обязательного и необязательного досудебного урегулирования спора
ГК РФ и другие законодательные акты предусматривают обязательный механизм внесудебного разрешения споров для следующих типов конфликтных ситуаций:
- наличие сервитутов на земельных участках или жилых помещений — ст. 274 и ст. 277 ГК РФ;
- при изменении отдельных пунктов соглашения, а также при расторжении договорного документа — ст. 452 ГК РФ;
- если заключение соглашения несет обязательный порядок — ст. 455 ГК РФ;
- при расторжении соглашений по аренде недвижимого имущества — ст. 619 ГК РФ;
- при расторжении договорного документа связанного с выселением жильцов по договору найма — ст. 687 ГК РФ, а также ст.ст. 35 и 91 ЖК;
- по договорам о транспортировке грузов — ст. 797 ГК РФ, ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ;
- при корректировках в договоре, которые связаны с выплатой алиментов — ст. 101 СК Российской Федерации;
- при осуществлении перевозки пассажиров — ст. 39 Устава автотранспорта и ст. 161 Кодекса о водном транспорте;
- по соглашениям разных видов связи в соответствии со ст. 55 Закона №126ФЗ от 7 июля 2003 г.;
- по договорам туристических операторов — ФЗ №132 от 24 ноября 1996 г.
Медиация — процедура альтернативного урегулирования споров в гражданском процессе
Данный вид решения справедливо назвать досудебным и даже внесудебным методом устранения спора, который предполагает отсутствие обращения в судебный орган. Механизм разрешения конфликтной ситуации с использованием медиации применяется согласно ФЗ №193 от 27 июля 2010 г. Данный способ имеет отличия от действий, направленных на примирение сторон в процессе судопроизводства, но также имеет своей целью нахождение консенсуса.
При медиации привлекается третье лицо — медиатор, отличительной чертой которого является отсутствие ведомственных отношений с судами и следственными органами. Медиатор организует процесс разрешения спора, помогая выявить разнообразные решения, выгодные обеим сторонам.
Данный вид разрешения ситуаций имеет место только в 2 случаях:
- при наличии в соглашении сторон медиативной оговорки до того, как наступил спорный момент;
- заключение нового соглашения, нацеленного на применение метода медиации после возникновения конфликтной ситуации.
Найдя решение, стороны подписывают медиативное соглашение, в котором будут прописаны все условия, удовлетворяющие потребности сторон. С момента его заключения конфликт считается исчерпанным.
Сроки досудебного порядка решения разногласий
На законодательном уровне установлены конкретные временные даты для предъявления контрагенту претензии.
Лимит времени начинает считаться:
- со дня передачи требования ответчику через доверенное лицо;
- с момента подписания отметки о вручении письма при направлении документа посредством почтовой связи.
В случае, если ответчик не присылает своего ответа долго, в так называемые разумные сроки, либо его ответ не соответствует ожиданиям заявителя, последний имеет основания для подачи иска в суд.
Правила составления и подачи претензии
Главным условием, предъявляемым к данному претензионному документу, является простая письменная форма и соответствие правилам заполнения, установленным для официальных документов. Она может быть как напечатана на компьютере, так и быть составлена от руки.
Претензия должна содержать в себе следующие структурные элементы:
- Наименование организации или Ф.И.О. ответчика.
- Фактический адрес.
- Анкетные данные заявителя.
- Слово «Претензия».
- Ссылки на документ-основание для составления претензии.
- Описание сути требований — например, нарушение кредитных платежей.
- В случае необходимости взыскания неустойки по договору, а также при оценке требований, нужно обязательно фиксировать в претензии конкретную сумму требования в рублях или иностранной валюте, прикладывать спецификацию с расчетом, который должен содержать ссылки на конкретные документы, чтобы цифры можно было назвать обоснованными.
- Важнейшим условием является наличие ссылок на конкретные нормы и законодательные акты, на основании которых можно судить о том, что права заявителя нарушены.
- Указываются возможные методы решения спора — зачет взаимного требования, погашение долгового обязательства, возврат и замена поврежденного товара.
- Фиксируются сроки, в течение которых ответчик обязан ответить на письмо.
- Указываются возможные последствия неисполнения требований.
В заключительной части документа фиксируются:
- дата составления претензии;
- подпись ответственного лица — самого заявителя или его представителя по нотариально заверенной доверенности;
- список приложений.
После исполнения вышеуказанных требований к составлению претензии и ее подписания необходимо подготовить дубликаты правоустанавливающих документов, на основании которых были изложены требования.
Претензию можно вручить как лично в руки контрагенту, так и направить ее по почте, в том числе посредством предварительной отправки e-mail. Для ее подачи соблюдение конкретного механизма действий не требуется: достаточно иметь основание для предоставления бумаги ответчику и наличие доказательств, прикрепляемых к официальному документу.
Соглашение о досудебное урегулирование спора в гражданском процессе
После того, как ответчик получит претензию и рассмотрит её, назначается дата встречи для обсуждения спорных моментов (либо ведется переписка посредством электронной почты). После изыскания взаимовыгодных условий для решения конфликта стороны приступают к процедуре оформления внесудебного соглашения.
Данный документ содержит в себе:
- город, в котором было заключено соглашение;
- год;
- дата подписания документа, его номер;
- наименования сторон — «Сторона 1» и «Сторона 2» с указанием наименований организаций, указание Ф.И.О. представителей и документов, на основании которых они наделены полномочием для подписания документа;
- условия для урегулирования спора;
- прочие условия;
- ссылка на то, что соглашение заключено на добровольной основе, с учётом добросовестности и обязательности;
- наличие гарантий сторон;
- подписи ответственных лиц и дата визирования документа.
В случае нарушения одной из сторон спора условий, например, в случае банкротства, вторая сторона в праве обратиться в суд. Истец составляет исковое заявление в суд по месту расположения ответчика.
Последствия несоблюдения досудебного регулирования
Чтобы подать исковое заявление в суд для защиты интересов, необходимо соблюсти порядок, предусмотренный в п. 7 ст. 131 ГПК РФ и ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Последствиями нарушений установленного механизма решения споров являются согласно ст. 135-136 и 222 ГК РФ:
- оставление искового заявления без движения;
- возврат иска с мотивировкой;
- оставление документа без рассмотрения.
Таким образом, досудебный претензионный порядок урегулирования споров предполагает обязательное составление претензии, на основании которой заключается соглашение, в том числе с привлечением стороннего специалиста — медиатора. И только в случае неисполнения одной из сторон спора требований, указанных в заключенном договоре, можно подать исковое заявление в суд. В противном случае иск не будет удовлетворен.