Содержание:
- Общие правила оплаты потреблённых коммунальных услуг
- Что происходит при отсутствии денег от жильца на счету коммунальных служб
- Понятие исковой давности по коммунальным платежам
- Правила составления ходатайства о снижении суммы долга
- Основные методы принудительного взыскания долговых обязательств по ЖКХ
- Ответственность за неуплату долга по ЖКХ
Любой владелец жилой или коммерческой недвижимости, подключенной к городским инженерным системам, обязан оплачивать поставщику услуг потреблённые энергоресурсы. Так, каждый киловатт электроэнергии, кубометр холодной или горячей воды, единица тепла, канализация, интернет, вывоз мусора и прочие бытовые услуги должны быть оплачены в соответствии с тарифами управляющей компании или муниципалитета.
Однако далеко не каждый жилец считает нужным ежемесячно расставаться с частью зарплаты на подобные нужды, в связи с чем коммунальные службы начинают применять санкции в отношении должника – внеплановое отключение инженерных систем и их блокировка, публичное освещение долгов каждого недобросовестного жильца, а в крайних случаях – привлечение судебных органов к процедуре взыскания долга.
Общие правила оплаты потреблённых коммунальных услуг
Каждый жилец в многоквартирном доме в любом случае является невольным пользователем всех услуг, предлагаемых коммунальщиками. При этом все клиенты ЖКХ платят разные суммы, выводимые на основании следующих параметров:
- Тарификации, ежегодно анализируемой и выводимой поставщиками услуг под строгим контролем государственных органов и добавляемой в квартплату для физических лиц.
- Подсчётом итогового объёма потреблённых энергоресурсов исходя из показаний контрольных приборов в конце каждого отчётного периода.
- Конечная цена часто выводится исходя из удельного показателя – метража квартиры, находящейся в собственности жильца, в случае, если подсчёт количества потреблённых ресурсов невозможен, например, вывоз мусора.
- Для помещений различного назначения выводятся разные тарифы. Например, для жилья они ниже, для общественных помещений – выше.
Так, все пользователи услуг, если в их договоре не прописаны какие-либо особые условия, обязаны вносить оплату за потреблённые энергоресурсы и полученные коммунальные услуги не позднее 10 числа каждого следующего месяца за предыдущий отчётный период, Изменению сроки внесения платежей подлежат только после внесения соответствующих корректировок в договор по результатам общего голосования собственников жилья.
Что происходит при отсутствии денег от жильца на счету коммунальных служб
Если коммунальные службы, добросовестно поставляя услуги ЖКХ для своих клиентов, не видят от них на счетах денежных средств, несмотря на высылаемые платёжные поручения, они чаще всего принимают следующие меры в зависимости от периода просрочки выплат:
- Как правило, в течение 90 суток управляющая компания продолжает исправно поставлять услуги, ожидая при этом оплату за текущие услуги и погашение долговых обязательств жильца.
- В случае, если просрочка тянется больше 90 суток с момента внесения крайнего платежа потребителем услуг, по почтовому адресу должника высылается письмо с указанными в нём условиями урегулирования долга и предупреждением за игнорирование требований. Чаще всего коммунальщики предлагают рассрочку в оплате услуг или иные удобные для клиента способы закрытия обязательств, в противном случае компания уведомляет о скором прекращении поставки услуг.
- Если по прошествии ещё примерно такого же периода – от 60 до 90 суток жилец никак не реагирует на вынесенные предупреждения, он автоматически отключается от всех систем энергоснабжения. Так, прекращается подача электроэнергии, холодной и горячей воды, часто блокируется канализация при помощи специальных заглушек. Однако данная мера является временной, и абонентского счёта жильца никто не лишает, и в случае погашения либо реструктуризации долга по инициативе жильца подача услуг возобновляется.
- Далее, в течение ещё 90–180 дней УК имеет право аннулировать договор с жильцом в одностороннем порядке вследствие невыполнений обязательств потребителем.
- Крайняя мера, когда долг за услуги ЖКХ тянется более 12 месяцев и составляет солидную сумму, коммунальщики, как правило, составляют на него исковое заявление в суд, отправляя ему копию бумаги.
- Если попыток уплаты со стороны потребителя услуг не предпринимается, судебный орган выносит решение о взыскании с него суммы долга в полном объёме.
- В самых крайних случаях, если долг за услуги превышает несколько миллионов рублей, судебные приставы могут приступить к принудительному взысканию, а также конфискации личного имущества должника с последующей реализацией его в счёт уплаты части долга. Исключительные меры представляют собой выселение должника с занимаемой им жилплощади.
Понятие исковой давности по коммунальным платежам
Срок исковой давности по коммунальным платежам – что это? В Гражданском кодексе РФ для выполнения всех коммунальных претензий отводится стандартный срок исковой давности ходатайства – 36 месяцев, а остальные суммы подвергаются списанию. Это означает, что если нерасторопная УК не получала денежных средств от злостного неплательщика в течение 4 последних лет – с 2014 по 2018 год, то максимум, что она сможет взыскать с него по суду – это долги, начиная с 2015 года.
Правила составления ходатайства о снижении суммы долга
Надо сказать, что в случае, когда суд вынес решение, и должник не воспользовался 30-дневным периодом обжалования бумаги, оно вступает в законную силу, и какие-либо изменения приниматься уже не будут. Однако в случае, если до вынесения решения, то есть в ходе судебного заседания ответчик представил подобную бумагу, она непременно будет рассмотрена.
При этом заявление должника может быть сделано как в устной форме в присутствии сторон в суде, так и в виде бумажного документа в следующем виде:
- На электронном носителе либо путём отправки онлайн на почту ответственного сотрудника судебного органа.
- В печатном виде посредством услуг «Почты России» с обратным уведомлением по приёмке.
- Лично путём явки в районный отдел мирового суда с последующей передачей документа в канцелярию.
Кроме самого ходатайства, заявителю необходимо приложить максимальное количество сопроводительной документации, доказывающих истечение срока возможности требования взыскания с него. При правильном подходе судья рассмотрит бумаги и снизит срок до 36 месяцев.
Основные методы принудительного взыскания долговых обязательств по ЖКХ
Сразу следует учесть, что любые требования по уплате долговых обязательств в принудительном порядке со стороны представителей коммунальных служб на практике незаконны, так как данные лица не уполномочены судом к проведению подобных операций. Однако при предъявлении исполнительного листа перед передачей его в службу ФССП у должника имеется в распоряжении последний шанс погасить пеню и основной долг в добровольном порядке.
После передачи решения суда приставам те незамедлительно инициируют возбуждение исполнительного производства с последующим принудительным взысканием, которое будет выражено в следующих действиях:
- Требование по погашению сразу всей суммы, если у ответчика имеются достаточные ресурсы для осуществления столь крупной выплаты единовременно.
- Взыскание долга равными частями на протяжении какого-либо временного периода по просьбе в отдельном ходатайстве от ответчика, если УК не даст отказ. Должнику следует помнить, что в случае, если приставы урегулируют данный вопрос с получателем платежа, за рассрочку долга могут быть взысканы дополнительные комиссионные.
В исключительных случаях, если ответчик долгое время скрывался от уплаты долга, УК может не согласиться на реструктуризацию долга, вследствие чего служба ФССП начнёт взыскание долга различными способами дисциплинарного воздействия на ответчика.
Ответственность за неуплату долга по ЖКХ
Управляющая компания совместно с судебными приставами могут ввести для ответчика следующие некомфортные ограничения и наказания:
- Ежедневное исчисление пени в процентном отношении за каждый день просрочки от суммы остатка долга.
- Как было указано выше, самая популярная мера на практике – отключение от энергоресурса в случае, если данная мера не помешает остальным жильцам многоквартирного дома. Так, например, отключить отопление в зимний период не получится, потому что от этого действия могут промёрзнуть квартиры соседей, однако блокировка электроснабжения вполне возможна.
- В случае, если дело доходит до приставов, и жилец автоматически становится должником по суду, они имеют право на арест имущества должника, блокировку его личных сберегательных счетов, конфискацию и продажу собственности с последующим начислением суммы долга на счёт истца, а также ограничение выезда за границу, и прочие дисциплинарные и административные воздействия в связи с наступившей ответственностью.
Самой крайней мерой, которая существует на сегодняшний день, является выдворение жильца, особенно если жильё находится в его распоряжении по договору соцнайма. Самой частой мерой со стороны приставов является отправка исполнительного листа по месту трудоустройства должника с последующим автоматическим вычетом до 50% его основного дохода ежемесячно вплоть до полного погашения обязательств.
В заключение надо сказать, что поставка услуг ХКХ для жильца мало чем отличается от покупки продуктов питания в магазине, где он обязан оплачивать товар на месте. В связи с этим предусмотренный постоплатный характер данных услуг ни в коем случае не освобождает его от обязательств и, чтобы не доводить до судебного разбирательства, каждый жилец обязан вовремя погашать все счета, выставленные ему по результату фактического потребления.
https://www.youtube.com/watch?v=56VgzsuMPYE