Содержание:
На большей территории России многоквартирные дома находятся на обслуживании ЖКХ. В связи с нежеланием ЖЭКа совестно выполнять свои прямые обязанности, владельцы квартир задумались о смене формы правления в домах и решили создать свою организацию, которая в скором времени получила название Товарищества собственников жилья. Основной принцип работы заключался в решении проблем самими владельцами квартир — от мелких организационных вопросов до крупных ремонтных работ — капремонта.
Причины возникновения споров в ТСЖ
На 2018 год популярность товариществ собственников значительно упала. Такие изменения в основном связаны с неготовностью собственников жилой недвижимости взять управление в свои руки, и в случае неуспеха понести ответственность. На фоне разногласий между владельцами жилья и правлением появляются разногласия, которые в некоторых случаях доходят и до суда. Нужно разобраться, какие причины, как и куда можно пожаловаться на ТСЖ.
Дела касательно любых форм правления не обходятся без противоречий и разбирательств. То, что один считает нормой, для второго кажется ненормальным. Причинами возникновения споров в ТСЖ являются:
- Недовольство жильцов нарушением их жилищных прав;
- Нарушение Устава товарищества;
- Невыполнение положенных обязательств, не внесение платежа по услугам;
- Недопонимание между жильцами и членами правления.
Основания для подачи жалобы на ТСЖ
Как и любая компания, Товарищество собственников жилья построено на общем соглашении владельцев квартир, которое подкреплено Уставом. В данном документе указаны нормы и положения, должностные инструкции, которые обязательны к выполнению. Нарушение Устава — основная причина для подачи жалобы на ТСЖ. К основаниям для подачи жалобы можно также отнести:
- Трата денежных средств организации не по назначению;
- Невыполнение хозяйственного ухода за домом и придомовыми участками (наличие мусора, грязи);
- Несанкционированное увеличение размеров платежей за коммунальные услуги, которое не связано с повышением тарифов;
- Необоснованное поднятие оплаты труда некоторым сотрудникам товарищества, несогласованное с другими участниками организации;
- Несвоевременная подача отопления либо отключение воды, света и газа, не связанные с ремонтными работами;
- Игнорирование просьб жильцов, связанное с установлением порядка на территории дома, самоуправство;
- Невыполнение обязательных работ (вывоз мусора, уборка территории), за которые жильцы производят постоянную оплату;
- Проблемы, связанные с общими собраниями (частичный учёт мнения жильцов либо принятие противоположных решений).
Куда подавать жалобу
При наличии претензии к управлению не многие знают, куда жаловаться на ТСЖ. Если спор происходит между исполнительными органами товарищества и жильцами дома, стоит озвучить претензии на собрании собственников либо решить проблему через председателя правления. В случае невозможности решить вопрос через руководителя, то кому можно жаловаться на ТСЖ? Стоит обратиться напрямую в органы, контролирующие деятельность товарищества, и писать жалобу. Как пример:
- Жалоба на ТСЖ в жилищную инспекцию формируется при завышении тарифов, несвоевременном проведении частичного либо капитального ремонта;
- Жалоба в Роспотребнадзор на сотрудников ТСЖ направляется в случае нарушения предоставляемых коммунальных услуг;
- Если проблема не решена через предыдущие инстанции, стоит обратиться в государственные органы — прокуратуру, суд.
При выборе инстанции стоит обратить внимание на характер жалобы, специфику конфликта и основную проблему. Если документ будет подписан всеми собственниками квартир — больше шансов на получение положительного ответа по делу.
Кому жаловаться на председателя Товарищества собственников жилья
В случае возникновения споров между сотрудниками управления и жильцами, проблему можно решить, обратившись к непосредственному руководителю ТСЖ. Но как быть, если правонарушение исходит от главы правления? Куда жаловаться на председателя ТСЖ?
При нарушении Устава председателем правления жильцы имеют право высказать претензии на общем собрании и переизбрать главу. Если же дело касается нарушения прав владельцев квартир и приносят материальный ущерб, стоит обратиться в Прокуратуру или ОБЭП:
- Растраты бюджета в личных целях;
- Необоснованное увеличение денежных взносов;
- Нарушение правил отчётности по финансово-хозяйственной деятельности;
- Завышение сумм коммунальных платежей.
При подтверждении неправомерного использования председателем материальных средств необходимо подать исковое заявление в суд.
Образец жалобы в Прокуратуру на председателя ТСЖ можно попросить у квалифицированного юриста. Можно подать жалобу в Роспотребнадзор на ТСЖ.
Порядок рассмотрения жалобы на ТСЖ
Подача претензии происходит на безвозмездной основе, госпошлина оплачивается только при направлении жалобы в суд. Срок рассмотрения не превышает 30-ти дней (возможно увеличение в отдельных случаях).
При этом на протяжении всего периода происходит полная проверка товарищества: документации, бухгалтерских операций, отчётов о проделанной работе.
Исходный результат может быть отрицательным для заявителя в случае, если нарушений не будет выявлено, либо положительным с притягиванием к административной ответственности председателя и членов правления.
Судебная практика по ТСЖ
Как показывает практика, иск на ТСЖ в суд стоит подавать только при наличии конкретных доказательств. В противном случае — заявитель получит отказ. Также стоит обращаться, если требования не были удовлетворены в других инстанциях.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует создание и деятельность товариществ собственников, является Жилищный Кодекс РФ. Работа товарищества основывается на конкретно сформированном Уставе. Нарушение содержания этих нормативных документов является основной причиной для подачи жалобы.
За годы существования таких товариществ собственников жилья на территории РФ люди столкнулись с множеством проблем, связанных непосредственно с формированием управления и организацией работы. Многие жильцы стали подавать жалобы на товарищество по разным причинам. Большинство стали переходить на старые, но проверенные формы владения и опять вернулись под владения ЖКХ, некоторые, наоборот, стали создавать новые Управляющие компании в области жилой недвижимости.